Флор и Лавр

ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА ИЛЛИРИЙСКИХ

Му­че­ни­ки Флор и Лавр бы­ли род­ны­ми бра­тья­ми не толь­ко по пло­ти, но и по ду­ху. Они жи­ли во II ве­ке в Ви­зан­тии, за­тем пе­ре­се­ли­лись в Ил­ли­рию (ныне Юго­сла­вия). По ре­ме­с­лу бра­тья бы­ли камне­те­са­ми (их учи­те­ля­ми в этом ис­кус­стве бы­ли хри­сти­ане Про­кл и Мак­сим, от ко­то­рых бра­тья на­учи­лись и бо­го­угод­ной жиз­ни). Пра­ви­тель Ил­ли­рии Ли­ка­он по­слал бра­тьев в со­сед­нюю об­ласть для ра­бо­ты над стро­я­щим­ся язы­че­ским хра­мом. Свя­тые тру­ди­лись на строй­ке, раз­да­вая за­ра­бо­тан­ные день­ги ни­щим, са­ми же со­блю­да­ли стро­гий пост и непре­стан­но мо­ли­лись. Од­на­жды сын мест­но­го жре­ца Ма­мер­ти­на неосто­рож­но по­до­шел к строй­ке, и оско­лок кам­ня по­пал ему в глаз, силь­но по­вре­див его. Свя­тые Флор и Лавр об­на­де­жи­ли раз­гне­ван­но­го от­ца, что сын его по­лу­чит ис­це­ле­ние. Они взя­ли юно­шу к се­бе и на­ста­ви­ли ве­ре во Хри­ста. По­сле то­го, как юно­ша ис­по­ве­дал Иису­са Хри­ста Ис­тин­ным Бо­гом, бра­тья по­мо­ли­лись о нем, и глаз ис­це­лел. При ви­де та­ко­го чу­да отец юно­ши так­же уве­ро­вал во Хри­ста. Ко­гда по­строй­ка хра­ма бы­ла за­кон­че­на, бра­тья со­бра­ли хри­сти­ан, по­мо­гав­ших при по­строй­ке, со­кру­ши­ли идо­лов и по­ста­ви­ли в во­сточ­ной ча­сти хра­ма свя­той крест. Всю ночь они про­ве­ли в мо­лит­ве, оза­ря­е­мые небес­ным све­том. Узнав об этом, на­чаль­ник об­ла­сти при­го­во­рил к со­жже­нию быв­ше­го жре­ца Ма­мер­ти­на с его сы­ном и 300 хри­сти­ан. Му­че­ни­ки Флор и Лавр, от­прав­лен­ные к пра­ви­те­лю Ли­ка­о­ну, бы­ли бро­ше­ны в пу­стой ко­ло­дец и за­сы­па­ны зем­лей.

Через мно­го лет свя­тые мо­щи му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1200 г. их ви­дел нов­го­род­ский па­лом­ник Ан­то­ний; око­ло 1350 г. гла­вы му­че­ни­ков в мо­на­сты­ре Все­дер­жи­те­ля ви­дел Сте­фан Нов­го­ро­дец.

В Ми­нее за ав­густ ска­за­но, что на Ру­си свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра по­чи­та­ют как по­кро­ви­те­лей до­маш­не­го ско­та. Это по­чи­та­ние воз­ник­ло еще в древ­ние вре­ме­на, и по всей Рус­ской зем­ле тор­же­ствен­но празд­но­вал­ся день па­мя­ти этих свя­тых.

По уст­но­му пре­да­нию, со­хра­нив­ше­му­ся в Нов­го­род­ской зем­ле, с от­кры­ти­ем мо­щей свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра пре­кра­тил­ся па­деж ско­та. То­гда и на­ча­лось по­чи­та­ние свя­тых как по­кро­ви­те­лей ло­ша­дей. Это по­чи­та­ние, воз­мож­но, при­шло на Русь с Бал­кан – ро­ди­ны свя­тых бра­тьев. Имен­но там воз­ник­ло пре­да­ние о том, что му­че­ни­ки Флор и Лавр бы­ли обу­че­ны Ар­хан­ге­лом Ми­ха­и­лом ис­кус­ству управ­лять ло­шадь­ми. В древ­них ико­но­пис­ных под­лин­ни­ках Ру­си да­ет­ся на­став­ле­ние, что свя­тые Флор и Лавр долж­ны быть на­пи­са­ны с ко­ня­ми, ко­то­рым они по­кро­ви­тель­ству­ют. И до се­го дня во мно­гих хра­мах и му­зе­ях Рос­сии со­хра­ни­лись пре­крас­ные ико­ны свя­тых Фло­ра и Лав­ра с изо­бра­же­ни­ем ло­ша­дей. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил сю­жет «Чу­до о Фло­ре и Лав­ре».

 

Память святых мучеников Флора и Лавра

святитель Димитрий Ростовский

Память 18 августа

Святые мученики Флор и Лавр были братьями не только по плоти, но и по духу, так как оба единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. По занятию они были каменщиками. Учителями их были благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и богоугодной жизни по правилам христианской веры. За веру во Христа сперва преданы были смерти их учителя, а потом, спустя некоторое время, вслед за учителями своими и они унаследовали мученические венцы, приняв страдальческую смерть от правителя Иллирии5138 Ликиона. Поводом к страданию их был следующий случай.

Некий правитель соседней страны обратился к правителю Иллирии с просьбою прислать ему искусных каменщиков для построения великолепного каменного храма языческим богам. Так как самыми искусными в стране знатоками этого дела были святые Флор и Лавр, то Ликион и отправил их к этому правителю. Сооружая согласно воле последнего храм, святые братья раздавали бедным плату, получаемую ими за свой труд, и при этом учили бедных святой вере во Христа. Сами они всегда проводили время в посте, молитве и трудах: ночью молились, а днем производили свои работы; пищу принимали в малом количестве, зато обильно кормили голодных и бедных. Действуя таким образом, они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и одного языческого жреца с его сыном. Случилось это так.

В один день, когда святые братья тесали камень, к ним подошел сын жреца, молодой юноша, и, ставши близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша закричал; на его крик прибежал отец его, языческий жрец. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, он разорвал от горя на себе одежды, стал бранить святых работников и бросился было на них, чтобы их побить, но его удержали бывшие тут же другие рабочие. Удостоверяя невинность святых братьев, они говорили, что виноват в своем несчастии сам юноша, потому что он близко подошел к ним в то время, когда они тесали камень и смотрел на их работу, не принимая мер предосторожности. Святые угодники Божии Флор и Лавр, стараясь успокоить жреца, обещали скоро исцелить глаз его сыну и сделать его настолько же зрячим, как и прежде.

После сего они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию единого истинного Бога, Иисуса Христа, причем говорили ему:

– Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз твой скоро будет здоров.

– Если глаз мой станет таким же, как был прежде, – ответил юноша, – то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

При этом юноша рассказал святым о таком происшествии.

– Есть, – сказал он, – среди наших жрецов один жрец, по имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив ему делается всё хуже.

Когда юноша рассказал об этом происшествии, святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они осенили больной глаз юноши крестным знамением и глаз немедленно зажил, сделался совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его, языческий жрец. Имя этому жрецу было Мемертин, и он с этого времени из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа вместе с сыном своим.

После сего святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от ангела Божия, в короткое время окончили постройкой сооружаемый храм, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в нем к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме, отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать и, таким образом, раздробили их на мелкие части.

Узнав обо всём этом, областеначальник велел схватить Флора и Лавра и всех тех, кто были с ними, и в числе последних Мамертина и сына его. Всех, бывших со святыми, он приговорил к сожжению, а их самих, предав жестокому избиению, велел связать и отослал к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всём и, узнав, что они – христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землею.

Спустя много лет были обретены из святые и многоцелебные мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего.

Тропарь, глас 4:

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженнаго, и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак, глас 8:

Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Комментирование запрещено